9 сентября 2020 г.

Применение боновых заграждений в системах охраны периметра на акваториях предприятий ТЭК.

Ввиду существующей террористической угрозы, в поле зрения злоумышленников могут попадать объекты, проведение актов на территории которых, может вызывать техногенные катастрофы, либо общественный резонанс мирового масштаба. К этим объектам можно отнести гидроэлектростанции, атомные электростанции, нефтеналивные терминалы, газо и нефтедобывающие платформы, автомобильные и железнодорожные мосты и т.п.

Применение боновых заграждений в системах охраны периметра на акваториях предприятий ТЭК. - 1

Вышеперечисленные объекты очень хорошо защищены со стороны суши: имеются инженерные заграждения, оснащенные различными техническими средствами обнаружения; системы видеонаблюдения (видеокамеры, тепловизоры) контролируют практически все возможные направления подхода; системы СКУД и наличие вооруженной охраны сводят попытки несанкционированного доступа на объект практически на нет.

Поэтому, наиболее безопасный способ проникновения на данные объекты или так сказать, максимально эффективный метод проникновения – это проникновение со стороны прилегающих акваторий.

Во-первых, на акваториях отсутствуют инженерные заграждения, препятствующие проникновению в охраняемую зону.

Во-вторых, отсутствуют технические средства обнаружения, а те, что имеются — малоэффективны.

В-третьих, сама среда проникновения является идеальным маскирующим средством, а так же процессы, происходящие над акваторией (туманы, парения).

В-четвертых, отсутствуют возможности противодействия попыткам противоправных действий со стороны прилегающих акваторий (т.е. отсутствуют силы и средств для решения подобных задач).

Одним из наиболее эффективных способов пресечения попыток проникновение на объект со стороны прилегающих акваторий является возведение физических барьеров в виде боновых или боно-сетевых заграждений (БЗ или БСЗ).

Применение боновых заграждений в системах охраны периметра на акваториях предприятий ТЭК. - 2

Мировой опыт показывает, что использование БЗ и БСЗ уже носит практически повсеместный характер и не является прерогативой только военно-морских ведомств и береговой охраны. Боновые заграждения и боно-сетевых заграждений на западе применяются для охраны акваторий объектов ТЭК, судостроительных предприятий, портов различного назначения и т.д.

В настоящее время в России данная проблема осознана на государственном уровне и первым шагом стал выход Постановления Правительства РФ №458 от 05.05.2012 г. «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

По нашему мнению, требования ПП РФ № 458 имеют излишне конкретизированный характер и не учитывают особенности каждого конкретного объекта. В частности, ряд требований обозначенных в постановлении носит скорее условно-демаркационный характер, продиктованный правовыми нормами землепользования, а не расчетами возможности и эффективности противодействия в случаях прорыва нарушителя.

Компания АО «КС 2020» (быв. АО «Тетис КС»), понимая серьезность угроз со стороны акваторий, еще в 2007 году занималась проблемой противодействия попыткам проникновения на важные государственные объекты со стороны прилегающих акваторий. Специалисты нашей компании, изучив опыт использования БЗ и БСЗ в США и закупив образцы импортной продукции, выявили ряд недоработок американских коллег.

Модули боновых заграждений импортного производства представляют собой пустотелые пластиковые цилиндры или сферы на металлическом каркасе, не самого высокого качества изготовления. Модули имеют конструктивные недоработки, как в подборе материалов, так и в применяемых конструкторских решениях, что не лучшим образом отражается на эксплуатационных характеристиках БЗ и БСЗ.

Некоторые компании нашли более простую и эффективную конструкцию – надувные пневмокамеры низкого давления.

Учитывая реальные условия эксплуатации на конкретных объектах, возможности эксплуатирующих организаций по обслуживанию модулей БЗ и БСЗ, реальные модели нарушителя, их методы проникновения и тактические направления удара (воздействия), специалистами АО «КС 2020» (быв. АО «Тетис КС») были разработаны разнообразные варианты инженерных заграждений.

Конкретизированная конструкция или реальный облик боно-сетевых заграждений, для конкретного объекта, определяется в ходе выполнения проекта по обеспечению защиты и может зависеть от множества параметров, не видимых на первый взгляд. К этим параметрам можно отнести: географическое положение объекта; климатические условия; конфигурацию акватории; характеристики самой акватории; рельеф дна и примыкающей береговой линии; требования по обеспечению судоходства и т.д.

Таким образом, для предотвращения попыток несанкционированного доступа в охраняемую зону акватории, на примере ГЭС, расположенной в средней полосе России, потребуется использование тех или иных конструкторских решений, например:

— для «задержания» объектов перемещаемых под водой (пловцы, пловцы на средствах движения, автономные подводные аппараты, притопленный сплавляемый заряд с взрывчатым веществом) понадобиться подводная сеть.

Наша компания предлагает три варианта подводного инженерно-заградительного препятствия: нержавеющая кольчужная сеть, сплетенная из колец диаметром 250 или 350 мм, выполненных из стальной проволоки; электронная сигнализационная сеть типа «Super Sensor Net», изготавливаемая из специального подводного кабеля с продольной герметизацией, работающая по принципу «на разрыв»; комбинированный вариант кольчужной сети с электронной сигнализационной сетью.

Для «задержания» объектов перемещаемых по поверхности воды (автономные или радиоуправляемые надводные аппараты, нарушители на маломерных скоростных плавсредствах, сплавляемый заряд с взрывчатым веществом) разработаны модули бонового заграждения с забором.

Модули БЗ представляют собой полиэтиленовые восьмигранные тубусы на стальном нержавеющем каркасе, заполненные специальной пенополиуретановой пеной, которая позволяет не терять функциональные свойства даже при повреждении оболочки. Модули БЗ могут иметь различный вид, в зависимости от решаемых задач: однорядные, двухрядные либо квадромодульные конфигурации. Для перехвата плавсредств на БЗ устанавливается специальный забор со стальными тросами-уловителями. Предотвратить попытки перелаза через забор помогает армированная колючая лента типа «Егоза», устанавливаемая поверх забора-уловителя на специальных V-образных козырьках.

Для прохода плавсредств обеспечения, либо досмотровых патрульных катеров через БЗ разработаны специальные ворота, представляющие собой разводные секции, размещаемые на стальной раме.

По желанию Заказчика модули могут комплектоваться различными предупредительными знаками, табличками, навигационными огнями и т.д.

АО «КС 2020» (быв. АО «Тетис КС») имеет многолетний опыт использования БЗ и БСЗ на объектах Росатома и ВМФ. В 2014 году начнутся испытания нового ИЗП «Барьер-М» для применения в морских условиях, с повышенными требованиями к коррозионной стойкости и увеличенной грузоподъемностью.

Применение боновых и боносетевых заграждений пока единственный способ противостоять террористической угрозе объектов со стороны прилегающих акваторий. БЗ способны задержать или замедлить попытки проведения актов противоправных действий, а так же принять на себя основную силу удара в случаях подрыва тех или иных гидротехнических сооружений с помощью сплавляемых или самоходных устройств с взрывчатыми веществами.

Применение боновых заграждений в системах охраны периметра на акваториях предприятий ТЭК. - 3